Почему в России такой завал с дистанционкой?
За последнюю неделю мы получили около 1000 комментариев, и в них встречаются полярные мнения по поводу дистанционного обучения, от «обучение будущего» до «профанация» и «кошмар для родителей, учеников и учителей». И основная проблема в том, что очень большая часть населения судит обо всем дистанционно обучении по той его части, которую видит, а именно — по дистанционному образованию в России, а другая часть, понимая, что на имеющуюся картинку ориентироваться не нужно, забывает, что в России все, даже достаточно толковые идеи, приобретают диковинные варианты реализации.
Но обо всем по порядку. Надо понимать, что, когда весь мир перешел на систему дистанционного образования, большинство стран просто масштабировали имеющиеся сервисы. Мы точно не знаем, но это как-то связано с тем, что в Европе системы дистанционного образования «как бэ» развивали и до того, как наступил коронавирусный кризис.Не в плане поголовного перевода всех школьников и студентов на дистанционное образование, а в плане создания такого варианта для тех, кто хочет и может так учиться. Как следствие, общество накопило коллективный опыт дистанционного обучения, были понятны сложности, с этим связанные, большой процент преподавателей в Европе имеет опыт записи или трансляции своих курсов и их частей, а соответствующие образовательные платформы сделаны «по уму», и, что важно, с проблемами мотивации школьников там столкнулись «не вчера», и на соответствующих сервисах продуманы и сделаны системы геймефикации. Не говоря уже о том, что количество компьютеров на душу населения там достаточное, чтобы заниматься дистанционно не всей семьей с одного телефона.
Соответственно, в этих условиях и дистанционка как-то лучше приживается, и результаты у нее даже на больших объемах может быть и не блестящие, но и не катастрофические.А главное — нет такого чудовищного родительско-учительского шока.
Чтобы все понимали, у нас такого понятия, как дистанционное обучение в школе до всей этой котовасии с вирусом не было вообще. Дело в том, что по нашему законодательству, если ты — школа, то у тебя должно быть много чего, что подлежит проверке. Спортзал, медкабинет, подоконники определенного размера, освещенность в аудиториях. А то, что ты лично не учишь ни одного ребенка, а они просто учатся сами в своих квартирах, причем, возможно, вообще не в этом городе и даже не в этом регионе — чиновников это мало интересовало. А заводить очную школу, чтобы развивать дистанционную школу — это такой путь… ммм… затратный и идиотический. Да, есть люди, которые такое сделали, но в результате того, что это все делается на собственных бюджетах, те деньги, которые можно было вложить в развитие платформ, в надежные сервера, в геймефикации и качественную отрисовку материалов, были вложены в не нужную в этом случае «материальную» школу, а также пошли на взятки сотне проверяющих.
И это при том, что вообще-то дистанционное образование, как способ получения образования, появляется еще в 2003 году, просто подзаконные акты, мягко говоря, этот закон «изменили». А грубо говоря — похоронили всякую возможность организации такого рода образования. Ну и ладно бы дело так обстояло только со школьным образованием, а дальше все было ок. Ничего подобного. Знаете, сколько университетов или институтов дистанционного образования прошли в России аккредитацию? Ни одного. Об этом, кстати, на днях высказался Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке. Он в числе прочего отметил, что это приводит к тому, что наши студенты активно учатся на импортных платформах, где их, в числе прочего, отсматривают рекрутеры из соответствующих компаний, и посредством дистанционного обучения усиливается отток специалистов, которые только-только получили качественное современное дистанционное образование на передовых платформах.
В Южной Корее в дистанционное обучение и образование вовлечены 20% населения старше 16 лет. В России — 3%, — отметил Смолин.
Получается, что текущие проблемы нашей системы образования имеют корни не здесь и сейчас, а 5-10, если не больше, лет назад, когда был принят консервативный путь развития школьной системы.
Соответственно, дистанционное образование можно и нужно узаконить, и для тех школьников и студентов, которые хотят учиться именно так, или, например в силу заболеваний или активной концертной/спортивной деятельности, не могут иначе, такую возможность надо предоставлять. И, если государство хотя бы перестанет мешать, я уже не говорю о том, чтобы оно помогало как-то, сервисы дистанционного образования в России через очень короткое время догонят по уровню развития западные, и дистанционка перестанет быть таким шоком и для родителей, и для учителей. Потому что чего-чего, а талантливых учителей и прекрасных программистов у нас достаточно.
Подписывайтесь на наш канал: https://zen.yandex.ru/obrazovets
Фотографии взяты из открытых источников.
Вконтакте: https://vk.com/obrazovets