Человечество деградирует…
Не так давно я столкнулся с лекцией замечательного биолога Александра Маркова про открытия по итогам прошлых лет. В числе прочего он упоминал исследование про «гены обучения» — определенные последовательности в цепочках ДНК, которые характерны для тех людей, которые стремятся получать образование. На примере больших выборок людей удалось выявить этот мультигеновый (кодирующийся многими генами, не одним) признак. По мнению исследователей, примерно на 40-50% этот признак определяется именно генетическим набором, а остальные 50% — социальные факторы, воспитание и прочее.
Интересно то, что эти признаки НЕ поддерживаются естественным отбором, поскольку эти признаки (тяга к образованию), устойчиво коррелируют с пониженной вероятностью производства потомства. Соответственно, поддерживается отбором совокупность признаков, которые не приводят к тяге к образованию. Так что в результате в целом человечество глупеет. Как так вышло? Читайте статью.
Не хочу учиться, хочу жениться.
У меня для вас две новости: хорошая и плохая. С какой начать? Давайте с хорошей, для поддержания позитива.
Итак, группа ученых недавно провела исследования и выяснила, что в генетическом наборе нашего организма существует определенная представленность такой сложной формы поведения, как желание учиться. Исследования проводились на жителях Исландии, а затем и на американцах. В результате сбора информации и ДНК с очень большого количества людей удалось установить группы генов, которые достоверно влияют на то, хочет человек учиться или нет.
Признак это сложный, генов, которые участвуют в формировании такого поведения, много, и выяснить влияние каждого конкретного гена крайне трудно. Но вся совокупность генов, по разным оценкам, определяет наличие или отсутствие у человека желания учиться на 40–50 %, остальное все же определяется воспитанием и социумом. Но если у вас есть такой набор генов, то у ваших детей он тоже может оказаться согласно стандартным законам наследственности, и это хорошая новость — вряд ли сайт центра Advance посещают люди, ненавидящие учебу.
Мы имеем дело с так называемым отрицательным (негативным) естественным отбором, который приводит к тому, что в человеческом генофонде закрепляются вовсе не те признаки (гены), которые нам кажутся полезными и правильными.
Плохая же новость требует более длинного предисловия…
Дело в том, что есть ряд признаков, которые устойчиво ассоциируются с наличием или отсутствием этого набора генов.
Так, люди, которые имеют набор генов «желания учиться», в среднем имеют более высокий интеллект, более стабильную эмоциональную сферу и хорошее здоровье. Это все качества, которыми каждый из нас хотел бы обладать. В то время как люди, не имеющие этих генов, проявляют обратные качества — в среднем у них более низкий уровень интеллекта, склонность к невротичности, сравнительно слабое здоровье, что тоже подтверждается исследованиями.
Но из этих же таблиц и графиков очевидна существенная разница в отношении к производству потомства.
Так, люди с набором генов «желания учиться» оставляют меньше потомства, чем люди без такого набора генов. В основном причиной этого отставания является более позднее появление первого ребенка, которое смещается к 30 годам, и за период времени до этого их генетические оппоненты успевают произвести значительно большее количество потомков. Так что мы имеем дело с так называемым отрицательным (негативным) естественным отбором, который приводит к тому, что в человеческом генофонде закрепляются вовсе не те признаки (гены), которые нам кажутся полезными и правильными.
Что же до последствий такого отбора, то авторы исследований прогнозируют снижение уровня интеллекта (IQ) на 3 пункта каждые 100 лет. Много это или мало?
С одной стороны, 3 пункта — это не очень много, и по внешнему виду вам вряд ли удастся верно определить людей-носителей такого признака. С другой — за 300 лет уровень IQ понизится почти на 10 пунктов. И вот это уже неприятно. Как себя поведет человечество, которое в среднем поглупело на 10 пунктов? Какие решения, в том числе политические, будет оно принимать? Какие его проявления ждут нас в науке, культуре, искусстве? Пока что вопросы остаются без ответов.