Как помочь детям учиться дистанционно?

За ответом на этот вопрос мы обратились к специалисту по мнемотехнике, тренеру по памяти, участнику соревнований по запоминанию разных типов информации Артуру Шеку.

Образовец:

Привет, Артур. Как тебе живется в новой дистанционной реальности?

Артур Шек:

В новых реалиях все учатся дома, и онлайн образование в данный момент это не выбор, а норма. Если опустить все минусы и плюсы такого формата, то мы всё ещё перед фактом, что дети должны учиться. Всё те же предметы, те же сложности и проблемы. Мотивации учиться без одноклассников вокруг сильно поубавилось, а сидеть за компьютером много часов это сложно и утомительно. Теперь в этих страданиях принимают участие и родители тоже, вдобавок к учителям и ученикам.

Образовец:

Да, про родителей точно. Их к такому жизнь не готовила :). Скажи пожалуйста, есть ли что-то из твоего арсенала методов запоминания, что можно применять в условиях, когда ребенок не в состоянии выучить что-то, что ему прислали со школы?

Артур Шек:

Конечно. Давайте поговорим про родительскую боль. В каждой школе есть уроки иностранного языка, и чаще всего это английский. Но, если это испанский, французский или немецкий, то ситуация та же: учить язык сложно, многое забывается, спустя много лет дети почему-то всё ещё не говорят и не знают грамматику. И это все при очном обучении – а тут еще и дистанционка! В данной ситуации можно и нужно прибегнуть к методикам запоминания. Ведь бесконечная “зубрёжка” и мало плодотворна и вызывает сильную неприязнь к учёбе. Какой-то монотонный Сизифов труд, который ни к чему в долгосрочной перспективе не приведёт – известно же, что зубрежка задействует только кратковременную память, и, следовательно, очень большой процент будет быстро забыт. Хотя нет, приведёт. Языки после школы и университета мало кто учит с большим желанием и улыбкой. У нас отбили это желание напрочь. С огромным трудом некоторые «по сильной нужде» иностранным языком всё-таки потом одолевают, годы воспитывая силу воли. Хотите, чтобы ребёнок возненавидел английский – дайте ему учебник и пускай «УЧИТ». Методика ассоциативного запоминание может сильно скрасить картину, ведь учить с помощью забавных образов это и весело, и эффективно. Поскольку словарный запас критичен для овладения любым иностранным языком, запоминание большого количества слов с помощью ассоциативной методики позволит детям:

а) быть подготовленным к языковым урокам

б) успешно сдавать контрольные и эказмены

в) (возможно самое главное) подобная методика многим детям нравится, и они учат с удовольствием, а значит – есть шанс воспитать любовь к учёбе (методика применима ко многим школьным предметам).

Образовец:

На уровне общих слов – понятно. Как это работает? Есть какой-нибудь кейс, пример, что можно так запоминать?

Артур Шек:

Вся наша память ассоциативна. Услышав «Париж», вы наверняка подумаете про Эйфелеву башню, или круассаны, или ещё что. Если я скажу вам «лев», вы возможно подумаете про гриву, про прайд или про мультик «Король лев». Всё это ассоциации, это связи у нас в голове между знаниями. В этом свете, кажется очень разумным учить всё новое, выстраивая связи с имеющимися знаниями.

Гораздо проще что-то запомнить, если это новое, например название, похоже на что-то, что вы уже знаете. Как мы слышим какую-то ни на что не похожую «абракадабру», мы просто не можем её вспомнить! Так что вопрос за подбором звуковых ассоциаций. Если бы нужно было запомнить название итальянского города «Пиза», я бы подумал, что название звучит похоже на «Пицца», а это ещё к тому же итальянская кухня! Если бы я учил английское слово «neck» – шея, я бы подумал что звучит как НЕКтарин и представил бы или схематично зарисовал мини-историю, где кто-то на шее носит НЕКтарины как бусы и ест их при удобном случае. Пример ещё проще: столица Перу – Лима. Перу как «перо», Лима как «лимон». А теперь представим\зарисуем, что у лимонов в бока вставлены перья и они летят стайкой, как птички.

Навык подбора ассоциаций и составления забавных историй можно развить за несколько недель. До минимально достаточного уровня можно даже за несколько дней. Но ценнее всего – выработать привычку придумывать ассоциации постоянно в учёбе, на работе, в жизни. И тогда запоминать вы будете всё намного проще и без зубрёжки. А дальше уже дело за правильным повторением, и тогда новоприобретённые знания окажутся в долговременной памяти. Придумывать ассоциации и истории для запоминания – это наверно самая полезная игра, которую можно практиковать в семейном кругу. Это будет полезно и взрослым – например, чтобы запоминать имена и названия, и детям – огромные массивы информации из учебников. К тому же такое плодотворное совместное препровождение хорошо сближает родителей и их детей.

Образовец:

Скажи, плиз, есть какие-то ресурсы, которые уже располагают подобранными ассоциациями? Ну, например, к тому же английскому?

Артур Шек:

Полностью готовых ассоциативных сайтов я не знаю – подбор ассоциации все же процесс индивидуальный. В своем инстаграмме – https://www.instagram.com/arthur_shek/ – я “без предоплаты и регистрации” публикую короткие ролики с теми ассоциациями, которые мне удобны для запоминания.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.