ОБразовецСтатьи

Кто такая PISA, и с чем ее едят.

Уже несколько поколений родителей столкнулась с неким обследованием/исследование/тестирование PISA. Периодически мы слышим, что наших детей будут этим проверять раз в три года, недавно было заявление, что пора бы это делать чаще — раз в год. Давайте разберемся, что такое PISA, что именно оно проверяет, и стоит ли доверять этому сочетанию букв.

Сначала — к расшифровке. Programme for International Student Assessment — вот так это исследование называется в развернутом виде, и представляет собой мониторинг состояния образовательной системы, проводящийся на 15-летних школьниках. Проверяет он образованность в самом широком смысле слова, грамотность и умение применять это все на практике. Все это исследуется в трех направлениях — грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. К 2015 году больше 70 стран принимают участие в этом исследовании, так что есть с кем сравнить наших подростков.

Россия принимает участие в этом исследовании с 2000 года, то есть, считайте, с самого начала. И надо сказать, что особых успехов не демонстрировало никогда. Достаточно сказать, что в 2009 году по уровню читательской грамотности наши школьники заняли 43 место, по математической — 38 место, а естественнонаучной — 39. В 2012 году в плане набранных баллов результаты оказались чуть лучше, но, если смотреть на занятые места, то существенного прогресса не заметно. Математическая грамотность оказалась в диапазоне 31-39 место, читательская — 38-42 места, а естественнонаучная — 34-38 места. Далее, к 2015 году произошел некоторый рост результатов. Естественнонаучная грамотность приросла незначительно — на 5 мест, и наша страна заняла 32 место, не дотягивая даже до среднего результата по странам, принимающим участие в исследовании. Существенно приросла читательская грамотность, аж на 11 позиций, и наша система образования заняла 23 место, впервые за историю исследований пусть и незначительно, но превысив средний результат. Очень большой рост продемонстрировали наши школьники в математической грамотности, с 42 места перенеслись на 26, и, опять же, с превышением среднего показателя.

Собственно, лучшие наши результаты в учебных дисциплинах — это третья десятка, и, учитывая темпы развития систем образования в мире, догнать и обогнать соперников можно разве что примерно теми же способами, которыми достигались результаты на сочинской олимпиаде. Можно, разве что, посмотреть на результаты наших северных соседей, Финляндии, например, которая в 2015 году заняла 5, 13 и 4 места соответственно, и вспомнить, что у нас до сих пор находятся люди, которые огульно критикуют финскую реформу образования.

Впрочем, так ли уж универсальна методика PISA? На самом деле к ней есть много вопросов. Во-первых, при детальном размышлении становится понятно, что тестирует она скорее исключительно средний, глобально средний уровень образовательной системы, а не знания учащихся. Благодаря такому подходу, например, в первой десятке есть много стран, школьники из которых никогда или почти никогда не занимают призовых мест на международных олимпиадах, а Россия, школьники их которой, скажем, только за лето 2019 года завоевали 20 золотых медалей, оказывается в третьем десятке. Для PISA средний результат по выборке существенно важнее, чем выдающийся результат одного, и впереди оказываются страны, которые методично работают с отстающими, с детьми, имеющими особенности развития. В Финляндии, например, эта работа поставлена на высоком уровне, и вот результат — высокие места в рейтинге, но при этом крайне мало выдающихся выступлений на международных олимпиадах, о чем на конференции EdCranch говорил один из лидеров финской реформы образования Паси Сальберг в 2019 году.

Кроме того, существенное различие демонстрируют школы из крупных городов и школы из регионов. Так, например, если посмотреть на выборку результатов первой сотни школ Москвы, то они занимают стабильно места в 10-ке, уступая лишь некоторым азиатским развивающимся бешеными темпами странам, следовательно, единственная перспектива у России существенно вырасти в результатах — это выравнивать уровень образования в крупных городах и на периферии, что, наверное, было бы очень полезно и без всякой Pisa.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.