ЕГЭ — как много в этом слове…
ЕГЭ в качестве выпускного и вступительного экзамена был введен в 2009 году. С начала 2008-2009 учебного года я готовлю к этому экзамену классы, частных учеников, группы на курсах, просто тех, кто читает мои статьи, смотрит мои ролики про биологию, ходит на лекции. И регулярно сталкиваюсь с очень странными представлениями родителей о том, что собой представляет этот экзамен.
Казалось бы, дорогие родители, если вы хотите представить себе, что такое ЕГЭ, скачайте себе вариант с сайта «ФИПИ» и решите. Это очень просто. Я имею в виду скачать, а не решить.
Моя личная рекомендация – всем без исключения родителям попробовать порешать профильный экзамен по математике, а для полноты ощущений взять мою любимую биологию (если вы медик или половину жизни провели в лаборатории – берите историю, это тоже весело). Если вы пойдете этим путем – статью можно дальше не читать, я думаю, что вам и без меня все будет понятно. Для тех, кто не хочет получить этот замечательный опыт, я расскажу свои ощущения. Прежде чем определиться с предметом, который я сейчас веду – а это биология – я поучился на математическом факультете. И потому считаю своим долгом каждый год решать экзамен по математике. Чтобы было понятно – я ни разу не решил его на 100 баллов. Мой личный рекорд – 92, в этом году был шанс улучшить, но не хватило времени. Также каждый год я решаю биологию, и тут моя мотивация понятна и результат гораздо выше – я часто набираю максимум. Но мои успехи в ЕГЭ по биологии – это результат 12-летней подготовки школьников к этому экзамену едва ли не в большей степени, чем знания, полученные после ВУЗа. Я работаю с преподавателями, которые ведут учеников на ЕГЭ по своим предметам, и регулярно обсуждаю с ними все «особенности национального ЕГЭ-творчества». Соответственно, за эти годы у меня сформировалось мнение о ЕГЭ, и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания, и с точки зрения подготовки к нему. И это мнение укладывается в пять тезисов.
Тезис №1. ЕГЭ – это зло, но зло прогнозируемое.
В нашей стране очень трудно разделять закон и практику судопроизводства. В той же логике не получится разделять идею и практику ее реализации. Сама по себе идея ЕГЭ правильная. Не того, что в результате получилось и проводится, а того, что задумывалось. Строго говоря, государству должно быть важно представлять себе уровень обученности учеников, заканчивающих школу. Кроме того, на уровне идеи, ЕГЭ должен был выравнивать шансы на поступление в престижные ВУЗы талантливых абитуриентов из крупных городов и с периферии нашей страны, что по идее должно было качественно повысить уровень выпускников ВУЗов. Однако на практике особенности этого экзамена таковы, что первый результат не достигается, поскольку высокие баллы крайне редко достигаются учениками без подготовки с репетиторами, и, следовательно, никакого отношения к средне-школьному уровню преподавания предметов не имеют, а движение ко второму только усилило сегрегацию, поскольку доступ к качественным репетиторам имеют ученики в основном в крупных городах. Появление интернета слегка уменьшило эту пропасть, но так-то у нас и интернет, прямо скажем, не повсеместно распространен по стране.
Да и сам характер экзамена таков, что он (экзамен) по большинству предметов попросту не сдается без предварительной подготовки. То есть изначальная идея была: «Экзамен по итогам того, чему научили в школе», а на данный момент он скорее похож на «Проверим, смогут ли репетиторы «натаскать» ученика по результатам школьного обучения на высокий балл».
Тем не менее, перспективы у ЕГЭ как экзамена довольно стабильные, и я не думаю, что его в ближайшие годы отменят. Причина в том, что при всей неудачности этого экзамена, он, во-первых, дает сносную картинку Министерству Просвещения (ученики сдают его, даже при постепенном усложнении, есть 100-бальники, много учеников в диапазоне 90-100 баллов – «все хорошо, прекрасная маркиза!»), пригодную для отчета в большей степени, чем для серьезной аналитики, и, во-вторых, снижает коррупционную составляющую при поступлении в ВУЗ. Да-да, снижает. При том, что вы, наверное, слышали о знаменитых 100-бальниках из отдаленных и высокогорных районов страны, на данный момент ЕГЭ достаточно мало подвержен коррупции «на местах», и враз отменить его и передать право принимать экзамены в ВУЗы – это значит обеспечить резкий скачок этой самой коррупции.
Так что некоторое время ЕГЭ будет жить без всякой связи с отменой Болонской системы, с которой его периодически увязывают.
Тезис №2. Основная модификация ЕГЭ – это усложнение.
За уже скоро полтора десятилетия, которые я готовлю к ЕГЭ и общаюсь с коллегами, которые занимаются этим же, я могу заметить усложнение экзамена. В частности, в математике постепенное усложнение привело к тому, что стала очевидна неспособность большинства учеников написать его прилично, и было введено разделение на базовый и профильный экзамен. Сейчас активно ведутся разговоры о введении аналогичного разделения в иностранном языке и других дисциплинах.
На примере биологии это выглядит так. Когда-то давно ученики должны были в общих чертах представлять себе разницу между двумя способами деления клеток, различать фазы митоза и мейоза. Уметь решать простенькие задачи по генетике. Знать о существовании белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот, представлять себе их функции. Представлять себе жизненные циклы растений до уровня «бывает бесполый этап, а бывает половой».
Примерно в середине этого большого пути в мир митоза и мейоза ворвались цифры и стало необходимо знать, диплоидный или гаплоидный набор в каждой конкретной фазе митоза или мейоза. В генетике ученик, претендующий на высокий балл, должен был уметь быстро решать любые задачи по генетике, включая такие, где один признак в аутосоме, а второй – в половой хромосоме и сцеплен с полом (это такие задачи, где материнский организм выглядит, например, как АаXDXd , а отцовский, скажем ааXdY). Знать, из чего состоят белки и нуклеиновые кислоты, иметь представления о транскрипции и трансляции, представлять себе, как углеводы и АТФ связаны в цикле Кребса. Отчетливо представлять себе отличия жизненных циклов папоротников, плаунов и хвощей, а также знать, что такое двойное оплодотворение у покрытосемянных.
Ну и сейчас, готовя к завтрашнему экзамену, я должен рассказать, какая формула у организмов в каждой фазе митоза и мейоза с точки зрения количества хромосом и хроматид (например, ученик должен отчетливо понимать, почему, скажем, в самом начале телофазы II мейоза формула представляет собой (2N2C)*2, а в конце, после цитокинеза – (NC)*4. В генетике ученик должен не только прекрасно разбираться в менделевском наследовании, но и уметь решать задачи на наследование по Моргану, а также выдавать по запросу расстояние между генами в морганидах. Для тех, кто уже некоторое время ничего не понимает в моем тексте, поясню, что морганиды – это единица расстояния между генами, которое измеряется в процентах вероятности наступления кроссинговера. Кроссинговер – это процесс, при которому после конъюгации гомологичные хромосомы обмениваются гомологичными же участками. Домашнее задание – выясните сами, что такое конъюгация, кто такие гомологичные хромосомы, и в каком периоде интерфазы эти хромосомы удваивают количество хроматид. А, и что такое хроматиды заодно. В биохимии ученик должен решать расчетные задачи на количество тех или иных азотистых оснований в ДНК, а также легко собирать белки из обрывков информации в задании, имея в виду антипараллельность нитей ДНК, а также И-РНК и матричной ДНК, а также антикодонов Т-РНК и И-РНК. Кроме того, помимо АТФ (аденозинтрифосфата), ученик должен знать и уметь хотя бы произнести близкое ему (АТФ, а не ученику, разумеется) по функциям вещество никотинамидадениндинуклеотидфосфа́т. В жизненных циклах растений ученик должен ориентироваться так, чтобы про любую клетку любого растения на планете он мог ответить, откуда она появилась, каким именно способом, и какой у нее генетический набор.
Резюмирую – экзамен усложнился кратно. Существенная часть информации, которая требуется ученикам на экзамене в школьной программе отсутствует либо упоминается на уровне, который решительно недостаточен для того, чтобы решить задания ЕГЭ.
Насколько я могу судить, такая же тенденция в других предметах. Темп этого усложнения везде разный, и он точно не равномерный – экзамены усложняются скачкообразно. Но, тем не менее, все преподаватели, с которым я общаюсь, отмечают, что экзамен 2009 года заметно проще экзамена 2021 года.
Тезис №3. ЕГЭ проверяет не только и не столько знание предмета, сколько способность сдать по нему ЕГЭ.
За годы репетиторства мне доводилось готовить к ЕГЭ очень разных ребят. Был у меня такой кейс – мальчик, «больной» биологией с раннего детства. Он реально очень много знал на момент знакомства со мной. Его познания о мире животных превосходили, как я подозреваю, информированность среднестатистического преподавателя биологии. Перемещаясь по парку, он легко называл большинство растений, различая, скажем, несколько видов ромашек. Им были пересмотрены и, казалось, выучены все фильмы BBC и других крупных производителей кино о живой природе. Он легко на контурной карте повторял маршрут корабля с Чарльзом Дарвиным на борту, отмечая места ключевых находок в истории создания теории эволюции. По картинкам черепов (!) он различал полтора десятка видов древних людей и мог поддержать разговор относительно выраженности надбровных дуг у ранних сапиенсов по сравнению с неандертальцами.
При этом первый пробник он написал на «2». И был поражен тому, о чем в тексте экзамена его спрашивали. А я поражен не был, потому что отчетливо понимал: интересоваться и разбираться в биологии – это одно, а сдать по этому предмету ЕГЭ – совсем другое. Как в свое время заметил В.С. Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН: «Талантливый ребенок может провалиться на ЕГЭ, если думает и ведет себя нестандартно». У этого явления несколько причин.
Первая заключается в том, что экзамены ЕГЭ не перестают требовать от ученика знания фактов, зачатую совсем не тех, которые вызывают естественные ученический интерес.
Вторая – в том, что ряд заданий в ЕГЭ сформулированы так, что просто на то, чтобы понять, чего хотят от ученика, ему требуется заметное время. Вот вам в качестве примера задание из ЕГЭ по биологии: «Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5′ концу в одной цепи соответствует 3′ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5′ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5′ к 3′ концу. Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке (антикодоны указаны в направлении от 5’ к 3’ концу): ЦГУ, АГА, ГЦУ, ГАГ, ГАУ. Определите последовательность смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи».
Третья причина в том, что одно и тоже в учебнике и тесте может называться по-разному, и ученик, даже понимающий суть рассматриваемого процесса, может просто не узнать его по названию.
Четвертая – в том, что ребенок, увлекающийся наукой, может знать правильный ответ, а учебник по этому же вопросу может содержать ошибочную информацию. Тест, естественно, ориентируется на учебник. Так у нас в биологичеком ЕГЭ долгое время фигурировал факт о том, что археоптерикс (один их претендентов на звание «первоптицы») имел такую типично птичью кость, как «цевка», а вся палеонтология уже была в курсе, что у него ее не было и в помине. В этом смысле, подготовка к ЕГЭ – это не только подготовка к заданиям экзамена, но и к его ошибкам.
Есть и еще с десяток причин, но результат в том, что изучение предмета и подготовка к ЕГЭ – это дороги, которые направляются в разные стороны.
Тезис №4. Идея ЕГЭ состоит в том, что на 100 баллов ученик средней общеобразовательной школы написать его не может.
Тут все достаточно просто. Часть вопросов в ЕГЭ – просто-напросто за пределами школьной программы. А та часть, которая изучается в школе, требует такой скорости решения, что с этим не справляются некоторые преподаватели, не говоря уже об учениках. А по «контентным» предметам сдерживающим фактором является объем. Скажем, по той же истории экзамен охватывает программу многих лет изучения. Аналогично – биология, география. Какова вероятность, что у ученика все эти годы были хорошие преподаватели по предмету, даже если исключить фактор того, что редкий ученик одинаково прилежно «впитывает» знания с 5 по 11 класс?
Собственно, составители, например, экзамена по профильной математике и не скрывают, что баллы с 85 до 100 доступны только ученикам, которые с 5-6 класса учились в математических классах. Не все ученики, которые учатся в специализированных школах и классах, сдают экзамены по специалитетам выше 90 баллов. В целом можно говорить о том, что баллы с 70 до 100 – это гонка репетиторов, а не учеников.
Тезис №5. В деле подготовки к ЕГЭ учитель (репетитор) определяет только 50% результата.
Задачи, которые может решить специалист, готовящий ученика к ЕГЭ:
- Обеспечить 100%-ный набор контента, необходимого для сдачи ЕГЭ. Иначе говоря, повторить/изучить с учеником все темы, которые входят в экзамен. Это не такая уж простая задача, учитывая, что экзамен каждый год меняется, в том числе на уровне тем. На данный момент, скажем, по той же биологии на 22-23 учебный год предлагается тренироваться на 29 типах заданий, а более 50-ти – в архиве, то есть задания такого типа предположительно в ЕГЭ-2023 встречаться не будут.
- Отработать навык решения расчетных задач и выполнения специфических заданий с табличной информацией, графиками и прочими графическими способами представления данных.
- Подготовить материал для облегчения запоминания. Собрать термины в группы, сделать майнд-карты и прочее, что можно и должно делать.
- Подготовить достаточно количество дополнительного материала для ученика, чтобы у него не было проблем с отработкой заданий.
Задачи, которые не может решить специалист, готовящий ученика к ЕГЭ:
- Переложить контент предмета из конспекта в голову ученика. Разъем для флэшки в голову ученика еще пока наука не научилась интегрировать, и потому решающее значение имеет способность ученика все это понять и запомнить. Именно так: и понять, и запомнить.
- Обеспечить объем выполненных заданий, достаточный для того, чтобы в стрессовой ситуации ученик безошибочно решил задания экзамена. Поскольку телесные наказания в современной школе не используются, кормить ученика только после выполнения определенного объема заданий тоже представляется негуманным, а более совершенными формами мотивации и самомотивации ученики владеют, аккуратно формулируя, не в полном составе, по этому пункту бывают большие проблемы.
По количеству пунктов равенства нет, а на практике – ровно 50 на 50. И это важно помнить и до, и во время, и после ЕГЭ.
В связи со всем вышеизложенным, я позволю себе дать некоторое количество рекомендаций. Разумеется, они вполне могут показаться ошибочными, избыточными, нагнетающими и какими угодно еще. На объективность не претендую.
- Сосредоточенность и план.
Это касается 10-11 классов, и чем ближе к концу 11 класса, тем это важнее. Спланировать периоды работы и отдыха оптимальным образом. Избежать пропуска уроков и занятий по подготовки к ЕГЭ. Исключить краткосрочные смены климатических зон, после которых в период обратной акклиматизации у ребенка снижается работоспособность, а то и вовсе он заболевает. Сделать все необходимое, чтобы во главе угла на этот период встало систематическое, методическое, постепенно и плавное обучение. Без рывков, «стахановских» погружений. На финальные полгода-год (в зависимости от успеваемости) я рекомендую отказаться от секций и прочих занятий, которые за пределами «сходить в зал – переключиться и развеяться».
- Копим силы перед стрессом.
ЕГЭ – это стресс, как бы ученик к нему не относился. В связи с тем, что ожидание стресса – это стресс не меньший, чем само событие, и тело, и психика ребенка может выдавать различные реакции. Повышается вероятность всякой психосоматики, в том числе с реальными симптомами. Мозг периодически может штормить от истерики до торможения и даже ощущения легкого отупения. Все это надо ожидать, понимать природу этих явлений, прилагать усилия для того, чтобы дом не превращался на это время в дополнительный стрессообразующий фактор. Соблюдаем принципы экологичности общения, не забываем про витамины, вообще следим пристально за питанием, за балансом белков/жиров/углеводов. Помним, что организм, у которого все в порядке с поступлением внутрь микроэлементов и органических веществ, имеет больше шансов пройти стрессовый период без неприятных последствий.
- Удерживаем мысль, что ЕГЭ – это не вопрос жизни и смерти.
Важно помнить, что ЕГЭ можно пересдать. И я даже сейчас не про «2». А про ситуацию «не добрал баллов». В штатах и Европе есть большой процент выпускников школ, которые берут «gap year» — год перерыва, чтобы отдохнуть после экзаменов, определиться с профессией, страной обучения и ВУЗом, а порой еще и мир посмотреть. Даже появилось такое слово – gappies – которым обозначают людей, находящихся в этом «отпуске». Это вопрос отношения: то, что у нас зачастую называется «потерять год», в других странах и культурах проходит по статье «услышать себя». Некоторые европейские и азиатские колледжи и ВУЗы, подстраиваясь под это, открывают подготовительные и адаптационные курсы после Нового года, а то и вообще в марте-апреле, с расчетом готовить к поступлению абитуриентов все лето. Ряд отечественных специалистов настаивает на том, что, если бы у будущего студента было время попробовать профессии, посмотреть на их разнообразие, количество бросивших ВУЗы и ССУЗы уменьшилось бы в разы. В любом случае, не надо относиться к ЕГЭ как к уплывающей навсегда возможности. Скажем, в 2022 году ориентировочное число человек, сдающих ЕГЭ – это 737 000 человек, при этом выпускников этого года – только 649 000. Это важно помнить в тот момент, когда появляется выбор между сдачей ЕГЭ любой ценой и физическим (или психическим) здоровьем ребенка.
Всем терпения, собранности и спокойствия при подготовке к ЕГЭ. И да прибудет с нами Сила – тяжести, Кориолиса или волшебная сила искусства в зависимости от выбранного профиля!