Майские указы президента. Часть вторая. Пять задач на пятерочку.

Майские указы президента. Часть вторая. Пять задач на пятерочку.

Майские указы 2018. Задачи в образовательной сфере.

Итак, цели мы разобрали в предыдущей статье, теперь же давайте посмотрим на задачи.

Первая задача, которую можно выделить из речи президента – это «внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий», да не любых, а таких, которые повышают вовлеченность и мотивацию. И тут возникает интересный вопрос: кто это должен делать? Вряд ли президент планирует их внедрять лично, хотя бы потому, что географически не охватываемая задача. Вероятней всего это будет поручено реализовать чиновникам посредством учителей школ и преподавателей других учебных заведений. Соответственно, для того, чтобы это происходило, необходимо, чтобы:

- таковые методы уже были разработаны, опробованы, получили тысячу необходимых бумажек;

- были обучены люди, которые умеют их внедрять.

Не сложно заметить, что эти задачи последовательные. То есть сначала методическая работа, затем обучение. В маленькой Финляндии этот процесс начался в 70-х годах прошлого тысячелетия, и продолжается до сих пор. Вероятность того, что эта задача будет реализована на 1/6 части суши в ближайшее время, на мой взгляд, отсутствует. Но отчитываться чиновникам придется, следовательно, нас ожидают косметические изменения, сопровождающиеся большим количеством отчетов, а также липовая «переподготовка», на которую загонят всех без исключения.

Вторая задача – «создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет», в том числе тех, кто получает это ранее развитие не в яслях, а в семье. Тут, на мой взгляд, все крайне просто. Родители бы с большим удовольствием уделяли бы время развитию детей в возрасте до 3 лет, если бы не вынуждены были работать по 24 часа в сутки, чтобы кормит и одевать детей в возрасте до 3 лет, и мамы по этой же причине не выходили бы на работу, не досиживая декретные сроки. Так что условия для развития детей до 3 лет не имеют на самом деле никакого отношения к образованию, а являются прямым следствием экономической ситуации в стране, и, как следствие, обнищания ее граждан.

Третья задача – «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды», которая обеспечит доступ к любой информации и любому образованию. На этом пункте стоит остановиться поподробнее по трем причинам.

  • 1.Что такое, в сущности, образовательная среда? Это понятие имеет массу определений. И в былые годы в речах первых лиц фигурировала формулировка «образовательная среда» без дополнения «цифровая». Я терпеть не могу это словосочетание, поскольку тот, кто его произносит, как правило, затыкает им интеллектуальную дыру. Всякий раз, когда вы слышите «образовательная среда», вы не слышите какую-то глупость, которую хотел сказать человек, но спрятал ее за этим словосочетанием. Потому что образовательная среда – это люди. Если из организации, где создана образовательная среда, ненадолго уйдут все люди, то там не останется образовательной среды. Там могут остаться книги, компьютеры, документы, но среды там не будет. Потому что образовательная среда – это среда, в которой происходит самозарождение познавательного интереса, переход от реактивного обучения к активному, формальное обучения меняется на проблемное. О развитии такой среды нет ничего в Майских указах, зато речь идет о «цифровой образовательной среде». То есть как раз обо всем том, что останется, когда люди уйдут. Два варианта: либо руководство нашим образованием отчаялось создать людей, которые могут заинтересовать учеников обучаться, либо считает, что с образовательными средами в школе уже все совсем хорошо, и можно с этим далее дела не иметь. Уж не знаю, какой вариант печальнее.
  • 2.Цифровая образовательная среда предполагает открытость и доступность. В том числе доступность ресурсов, которые расположены не на территории России. Как это будет реализовываться в параллель с очевидной попыткой государства контролировать интернет – неясно. Ведь студенты, имеющие доступ к образовательным и информационным ресурсам других стран, могут – о ужас – видеть и другие трактовки, скажем, исторических событий, новостей и пр. Таким образом реализация этой задачи либо будет ограничена конкретным перечнем ресурсов, которые входят в «современную и безопасную цифровую образовательную среду», либо непременно вступит в конфликт с другими общегосударственными тенденциями.
  • 3.Доступность современной цифровой образовательной среды вызывает большие вопросы, когда удается отъехать от больших городов на расстояние более 150 километров. Туда, где школы существуют в деревянных строениях, где до сих пор остро не хватает учителей и/или учеников. А от количества учеников, если кто не в курсе, зависит финансирование школы. Ну и далее закономерный вопрос – «за чей счет банкет?».

В общем третья задача тоже не выглядит реализуемой, поскольку вызывает массу противоречий с принятыми ранее решениями и уже существующими тенденциями.

Четвертая задача – «модернизация профессионального образования» за счет внедрения гибких образовательных программ. Забавно, что совсем недавно министр тогда еще образования и науки высказывалась, что она не видит необходимости в существовании гибких образовательных программ по истории, например. Еще забавно, что гибкие программы, очевидно, должны быть только на уровне профессионального образования, а на предыдущие и последующие этапы эту инициативу можно не распространять. Ну да ладно.

Что такое «гибкость образовательной программы»? Это, по большей части, модульность, которая означает индивидуальную ориентированность. Как предлагается реализовывать индивидуально-ориентированные программы в формате 35 человечных групп на 1 преподавателя? В рамках существующей системы – никак. Это возможно, если предоставить студенту выбор предметов в рамках какого-либо алгоритма, скажем, набора баллов, как это делается в целом ряде учебных заведений за пределами России. Но это не называется модернизация, это называется смена парадигмы. И даже если государство когда-либо решится перейти к системе, где студент выбирает, чему учиться, в средне-специальных или высших учебных заведениях, то первыми, кто ляжет костьми на пути этой реформы – это преподаватели этих учебных заведений. Потому, что они прекрасно понимают, что в системе конкуренции то, что они делают на своих занятиях, не будет востребовано практически никем. И все студенты уйдут в группы к их коллегам, которые сами работают в отраслях, ведут занятия интересно, с приложением к практике, увлекают собственной увлеченностью. Таких мало, абсолютное меньшинство, и все остальные ни при каких обстоятельствах добровольно не захотят вступать в честную конкуренцию с ними. Не знаю, как сейчас, но на 2011 год, насколько я знаю, ни одного учебного заведения на эту систему не перешло. Конечно, есть и другие причины, но инициатива «снизу» отсутствует именно в силу этих.

Ну и пятую задачку рассмотрим, а потом остальные оставим на следующий текст.

Пятая задача – создать систему, которая бы эффективно выявляла таланты у детей и молодежи. Тут, конечно, есть что делать, поскольку существующая система преимущественно выявляет таланты у платежеспособной части детей и молодежи, преимущественно в крупных городах. Правда возникает вопрос: чьими силами предполагается выполнить эту работу? Что-то мне подсказывает, что преподавательскими. До сих пор решение этой задачи осуществлялось так: зарплату преподавателя привязали к категории, а для достижения категории надо предъявить некоторое количество достижений учащихся. Отдельно хочется заметить, что существенная часть достижений учащихся никакого отношения не имеет к работе конкретного преподавателя, но он «типа создал условия», то бишь не мешал. Соответственно, речь идет либо об очередном витке гонки за бумажками, либо о каком-то принципиально ином решении в дополнение к уже имеющимся, поскольку уже имеющиеся решения влияют на финансовый вопрос, который никто особо реформировать не рвется. Что хуже – вопрос.

Таким образом из рассмотренных пяти задач рационального решения не имеет ни одна, и с большой вероятностью попытки решать эти задачи будут возложены на учителей и преподавателей. 

16:04
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!