«Пятьдесят оттенков грабель» или Международный лазертаг-турнир 2018 года.

«Пятьдесят оттенков грабель» или Международный лазертаг-турнир 2018 года.

Смешанные чувства – это когда теща падает в пропасть… на твоей новой машине...

Каждый год, возвращаясь с лазертаг-маневров, которые проводит «Laserwar», мы обсуждаем прошедшие события. И испытываем обозначенные выше смешанные чувства. С одной стороны, «выходим» из мероприятия вроде в позитиве, но с каждым годом досада от глупых, очевидно возникающих косяков все сильнее и сильнее. Такое впечатление, что организаторы на одном из первых мероприятий обозначили перечень «граблей», на которые они будут наступать, и теперь каждый год наступают на них с упоением, ожидая, что когда-нибудь на том месте, куда эти грабли бьют, образуется мозоль.

Но сначала хочется все же о приятном. На этих лазертаг-маневрах я лично и остальные члены команды, кто ездит не в первый раз, отмечаем сравнительно более высокую организованность работы фракции. Лично я в этом году в любой момент времени знал, что делать. Это отчасти обеспечивалось тем, что на нашу группу руководство фракции постоянно ставило конкретные задачи, да и в целом фронт работ на день определялся четко, а отчасти решенными наконец-то вопросами радиосвязи, которая позволяла координироваться, не уходить на задачи по одному. То есть причины у осмысленности нашей игры как внутренние, так и внешние, и за внешние большое спасибо брянским братьям (Ижукину Максиму и Ижукину Сергею) и генералу Владимиру Минееву, которые выключились из игры, зато сделали игру всем остальным.

Традиционно нашлось достаточно большое количество людей, с которым было очень приятно играть вместе, что в зданиях, что в болотах. Хочется отметить брянских ребят из клуба «Спец», с которыми мы давно играем вместе на разных мероприятиях, в этом году к числу людей, которых я идентифицирую как крутых бойцов, играющих с высокой самоотдачей, добавилась команда из Иркутска. Большое спасибо вам за игру, парни, было максимально комфортно с вами работать.

Ну и люди, как известно, существа коллективные, поэтому максимально насыщенные эмоции я лично получил от общения и с питерскими, с кем редко встречаемся, и с различными знакомыми из других городов, с которыми встречаемся еще реже, и все больше переписываемся. Это формирует однозначно позитивный фон, который, что интересно, позволяет вспоминать с удовольствием даже абсолютно провальные мероприятия под эгидой «Laserwar», такие, как, например, 2014 год.

Организационная часть.

С одной стороны, в этом году часть организационных вопросов, которые вызывали у меня недоумение, была решена. Например, наконец-то выделили из общего взноса еду. Так, для понимания, мы питались очень насыщенно, у нас оставалась пища, чтобы кормить соседей, мы привезли часть еды обратно, мы имели мобильный перекус на длинный первый день и запас воды на случай, если мы приедем, а ее нет, и уложились в цифру 750 рублей с человека на 6 приемов пищи. При этом приготовление пищи на горелке никого из нас не напрягает, не требует бегать за дровами, а во второй день, когда шел дождь, мы сделали этот непосредственно под палаточным тентом, из которого ликвидировали палатку. Нас такой формат устраивает в максимальной степени, он позволяет есть то, что мы хотим, тогда, когда мы хотим, не убегать с игрового поля за едой, не стоять в очереди на раздачу. Так что вот эти грабли чудесным образом удалось в этом году миновать.

Вопрос дров в этой связи нас тоже не интересовал, с водой на месте лагеря было вроде бы без перебоев (ну или нам везло). Ситуация с туалетами – это прям традиционнейшие грабли. Напомню, что сходное количество синих кабинок стояло в 2014 году в Алабино, и к середине первого дня в них уже была самостоятельная жизнь, порой проявлявшая агрессию в отношении людей. Никто ничему не научился, в этом году окрестности палаточной поляны были удобрены основательно. Думаю, что там что-нибудь должно непременно заколоситься.

Ситуация с водой на респе в первый день была абсолютно мифическая. Я даже верю, что ее привозили, но застал я ее только один раз уже глубоко вечером. Всякий раз, когда я прибегал на респ, воды там или еще не было, или уже не было. В результате наша группа выпила всю воду, которую приперла на себе на респ, и я не очень понимаю, как бы мы обошлись без этого — очень тепло было. Во второй день ситуация с водой была блестящая, за что отдельное спасибо организаторам.

Вот что правда сильно раздражает в точки зрения организации этого мероприятия – это какой-то максимально местячковый подход. Например, идет презентация компании. Освещение – хуже, чем в большинстве лагерей вокруг. В чем проблема взять и поставить нормальный свет? Нет своего – бросьте клич, принесут. Нет, в результате презентация проходит в позорной темноте, дык еще и в тишине, поскольку никакого звукового оборудования нет. Проблема? Бросьте клич, за отсутствие стартового взноса я привезу комплект звука и на подзвучку презентации, и на построение, на котором организаторы перекрикивают толпу почти в 400 человек посредством дохлого мегафончика. Детский сад, честное слово.

И главное, что из года в год переползает в качестве постоянной проблемы маневров – ничего не начинается вовремя. Это прямо бесит, поскольку 400 человек стоят на жаре, истекают потом, пока организаторы решают проблемы, которых не должно было быть. Есть же очевидная вещь №1 (будет и №2, но позднее) — пока несколько раз подряд график не будет соблюден, даже если кто-то что-то не успел, не дошел – большинство и не будет успевать и доходить. Ну а позор в начале второго дня – это вообще за гранью добра и зла, когда организаторы смещают на час начало, и все равно не успевают подготовиться, и в результате все до единого игроки ждут на плацу, пока «баре» изволят снизойти и дать старт разводу по стартовым зонам, поскольку не соизволили встать на пару часов раньше и все сделать. Суммарно за первый и второй день сугубо по вине организаторов опоздание составило 3 часа. Это в сущности, и есть ночная фаза, которую «съели». Короче, график – это грабли, на которые организаторы маневров с упоением наступают каждый год, получаю удовольствие от траектории удара ручкой в лоб, видимо.

Еще одни монументальные грабли – это карта, точнее ее отсутствие. Каждый год идет обсуждение карты, а в результате игрокам дается либо распечатка гуглокартосхемы или просто схемы, как в этом году. На ней нет ряда дорог, троп, некоторых построек, развалин, вообще нет рельефа, типа территории, не обозначены непреодолимые болота (а это вопрос безопасности, вообще-то) – короче нет практически ничего, что помогло бы спланировать игру. 

Полигон.

В этом году был довольно интересны полигон, комбинированный, с некоторым количество и лесной, и застроенной территории, что примирило любителей игры в массиве и в застройке. Полигон однозначно сложный, хороший, но есть нюанс – полигон крайне опасный. Организаторы что-то говорили про то, что они прошли и что-то там разметили, какие-то опасные места, но я лично в это верю только в отношении той части полигона, в которой были здания. Горы колючей проволоки, в том числе на уровне глаз, паха невозможно было не заметить в лесной части. В 30 метрах от респа красной фракции был небольшой обрыв с осыпающимся песком, который заканчивался открытым большим люком глубиной с десяток метров, не огороженный ничем, куда едва не скатился ребенок. Просто повезло, что он съехал по этому обрыву чуть левее. Иначе сейчас бы этим мероприятием занималась прокуратура. Даже минимальную безопасность на этом полигоне обеспечить достаточно трудно, чем никто и не заморачивался. Видимо, ограничились подписями о том, что люди сами отвечают за себя, которые (подписи), кстати, не имеют никакой юридической силы – очень надеюсь, что организаторы понимают, что смертельный случай или тяжелое увечье на такой игре однозначно приведет в суд вне зависимости от наличия/отсутствия вейвера. Отдельно хочется сказать про спонтанное решение организаторов поиграть на этом полигоне в темноте. Мы планировали играть ночную фазу, и для этого взяли фонари, которыми хотели экипироваться в перерыве между дневной и ночной фазами. Однако орги нас этой возможности лишили, предоставив возможность погулять в темноте по лесу с колючей проволокой. Я, как человек к ней неравнодушный, естественно, напоролся, матерясь вынимал колючку из бедра и заливал кровью и без того черную форму.

В дополнение хотелось бы напомнить, что в этом году организаторы обосновывали выбор полигона в не самом удобном для большинства месте, тем, что, дескать, полигон интересен тем, что на нем есть туннели и подземные ходы, которые втихаря закрыли и постарались не напоминать. Клево – сначала отрекламировать что-то как афигенное преимущество, потом осознать, что это не преимущество, а недостаток, поскольку часть из них затоплено, часть – разрушено или разрушается, и слиться без комментариев.

Сценарий.

Одним из жирных плюсов лазертаг-маневров 2018 года можно назвать то, что в первый день была попытка сделать какой-никакой сценарий. Прям были миссии, задания, и, если оставить за скобками то, о чем я буду писать ниже, то это прям шаг вперед по сравнению с прошлыми годами. В частности, введение третьей стороны (зеленых) мне лично показалось интересным ходом, тем более что этим самым зеленым хочется спеть отдельную оду. Они играли хорошо. На том фланге, где играл Питер, мы синих видели мало, да и приходили они к нам уже изрядно убегавшиеся и выдохшиеся, так что основным соперником у нас были зеленые как раз. И они нас разбирали один в один, два в один, два в два, три в два, три в три и в других различных комбинациях. Они работали парами, тройками, делали обходы, вытягивали под снайперов – короче, зеленые были крутыми противниками, за что им большое спасибо. Мы приноровились на равных с ними играть только ко второй половине дня, когда к нам подключился пул ребят из Иркутска, да и наиболее быстрые из зеленых «подзакисли» бегать к респу и обратно.

Так нам удалось к вечеру выполнить первую часть задания – припереть на базу двух генетиков из трех. И тут начался второй большой и глупый косяк организаторов – стала очевидна недоинструктированность ролевых персонажей. Генетики не знали:

1. куда им надо попасть;

2. что там надо найти;

3. какие необходимые условия выполнения их квеста.

Приведу пример, поскольку меня назначили отвечать за выполнение квеста по вскрытию хранилища и сейфа. Первого генетика – милую девушку, которая, как мне кажется, очень расстроилась, когда осознала всю ситуацию – мы привели в клуб. Зачистка заняла полчаса. В клубе мы ее держали 10 минут – искали какую-то «колбу», пока не выяснилось по звонку организаторам, что ее надо вести не в клуб, а в здание западнее клуба. Зачистка заняла 4 минуты, перевод – 1 минута, поиски по колбы по помещению – 4 минуты. Ничего нет. Вызвали организаторов, выяснилось, что второе здание оказалось тоже неправильным, и нужно третье, и искать не колбу, а сундук. Потеря времени – 50 минут по самым скромным подсчетам. Затем эпопея со вторым генетиком, по той же схеме. Мы его приводим в здание – там ничего нет, опять ищем не то, что нужно, звоним организаторам, выясняется, что и здание не то, и ищем не то. Потеря времени – 10 минут. Итого суммарно по самым скромным подсчетам (не считая времени на доносы крови после убийства генетика) – больше часа. В результате мы минут на восемь опоздали с выполнением задания по второму генетику, которое нам не засчитали. К самим ребятам, игравшим роли, вопросов никаких, им большое спасибо, организаторам – конкретная претензия – зачем я и моя группа лазает в темноте по зданиям, переворачивает, извините, каждую из многочисленных какашек в этих домах (это, кстати, еще одна особенность полигона, о которой я уж не стал писать раньше), если можно было получать удовольствие от выполнения квеста, зарабатывать баллы, чтобы оргам не пришлось потом объявлять «ничью»? В чем проблема — подготовить нормально ролевых персонажей? Показать им здание, нормально объяснить, что делать, дать в руки подержать то, что им надо искать? Апогей логичности подхода организаторов к квесту иллюстрирует ситуация с ящиком, к которому, по инструкции квеста, не может подойти никто, кроме генетика, и который заминирован, и по инструкции на месте, его должен вскрывать боец, который скорее всего погибнет. Где логика? На ТНТ, видимо, вся осталась.

Опять же, когда мы оказались в аналогичной ситуации в «Битве за Черноземье», где по причине технического сбоя не смогли выполнить миссию, организаторы, убедившись, что мы со своей стороны сделали все правильно – оказались в нужном месте, в нужное время, нужным составом с нужными приборами – квест нам засчитали, потому что без косяков не бывает, но общую адекватность надо сохранять, а тут – не только не засчитали, но и постфактум сообщили, что, оказывается, мы его неправильно делали с самого начала, хотя вся его подготовка была на глазах представителя оргкомитета, который такой информации не довел, поскольку сам был не в курсе. Короче, на инструктаж судей и ролевых персонажей был положен большой болт, а ответили за все игроки, как, впрочем, всегда.

Помните, я писал, что наличия сценария в первый день – это жирный плюс? Так вот такой же жирный минус – это то, каким было наполнение этого сценария. Основная идея, заложенная в сценарий первого дня, формулируется следующим образом: «Есть три точки, одна ближе к синим, вторая – к красным, третья –посередине. Неважно, что там происходит, но кто это отожмет центральную, тот молодец». Никаких мелких заданий, которые бы на выполнение основных миссий, никаких очков доминирования – сценарий в этом году был исключительно «одноклеточный». Апогеем одноклеточности сценария является ситуация, которая у нас была оба дня, но ко второму дню я перейду ниже – когда мы должны выполнить задачу в здании, которое находится в зоне видимости от респа фракции зеленых, у которых в полтора раза больше жизни, более выгодные настройки Тшока и Тзадержки, а также расстояние до респа в 9 раз меньше, чем у нас, даже без учета, что движение до нашего респа – через лес и болото, а к их – через открытую местность бегом, и это при том, что боевые действия с соседней фракцией никто не отменял. До какой степени надо не уметь считать баланс, чтобы посчитать такую миссию нормальной для игры – для меня это тайна, покрытая мраком. Самое парадоксальное, что есть миллион способов отыграть эту историю. Поставили где-то далеко точку, устроили за нее локальную битву, кто выиграл – зона поражения на 10 минут закрыта газом, зеленые в нее не выходят, перебейте тех, кто там есть и выполняйте квест. Вот вам и дополнительная игровая плюшка, и задачка на быструю координацию, и интересный сценарные ход для команд. Но нет – в одноклеточный сценарий это не укладывается, и мы будем продолжать «в тупую» давить респ зеленых. Напоминает «гениальное» решение организаторов в 2014 году, когда нашим противникам предлагалось захватить точку на втором этаже здания, в котором был один вход, перед которым висела аптечка, где все оживали по нажатию, без времени.

Как в ситуации такой одноклеточности предполагалось выравнивать баланс между двумя фракциями и третьей силой – неясно. По факту получилось очень затянутая первая фаза, фактически ролевые действия начались не раньше 5-6 часов вечера, благодаря тому, что зеленые играли хорошо, а противоборствующие фракции тоже изматывали друг друга диверсиями и прямыми атаками, в первый день к моменту планового окончания игрового дня толком по сценарию ничего сделано не было. И тут очередной одноклеточный вопрос: а что – не очевидно было раньше, что с график прохождения фракциями сценария игра уже не укладывается? Или такового графика не было даже в проекте? Верно, скорее всего, второе. То есть организаторы не понимали, что, скажем, если с генетиками фракции не покончили в 15 часам, то они не успеют выполнить последующие миссии? Если это так, то ситуация очень странная.

Далее последовало решение, которое объективно убило и ночную фазу, и отчасти второй день. Решение играть до 23:00. У большинства игроков закончились еда, вода и желание кормить комаров ровно к 21:00, как было запланировано. Толпы синих, красных и зеленых, умирая, покидали полигон. Что в эти два часа было с балансом – не знает никто, в том числе организаторы, которые это решение приняли. В результате фракции что-то успели сделать (вот вся история с генетиками и поисками зданий и объектов, о которой я писал выше, произошла именно в этот период), но идея нормальной ночной фазы была похоронена заживо.

И вот теперь вторая простая вещь, которая почему-то непонятна организаторам МЛТ 2018: до тех пор, пока не будет нормально делаться сценарий ночной фазы и второго дня, люди будут относиться к этим частям мероприятия как к необязательным. Ночная фаза который год превращается в игру «захвати точку» со скоростным бегом по темноте. Что в этом такого, зачем ехать в такую даль с целью поиграть в точки – не ясно. Сценарий второго дня клепался «на коленке», и это при том, что процент людей, которые остаются на 2 день, можно примерно высчитать из опыта предыдущих годов. Точки, где что-то будет лежать, ставились «на ходу», причем уже тогда, когда фракция стояла на старте, и организаторы даже не подумали о том, чтобы скрыть приготовления. На глазах у игроков торговаться с руководством фракции о том, где разместить точку — это огонь, прямо. В связи с откровенной неготовностью организаторов ко второму дню, они приняли решение сблизить респы и удовлетворить всех плотностью огня – то бишь свести все к побегушкам и пострелушкам. Одноклеточный сценарий стал еще более одноклеточным, апогеем чего стал ретранслятор, который предлагалось добыть прямо чуть ли не с респа зеленых, которые в мыле бегали против двух фракций, уже не вполне понимая, почему маневры красных и синих свелись к убийству зеленых. Таким образом второй день обсуждать с точки зрения сценария бессмысленно по причине наличия отсутствия сценария. 

Технические сбои, глюки и читеры

Пожалуй, помимо привычных уже глюков оборудования, меня основательно выбесил тот факт, что некоторые комплекты, состоящие из двух стволов и одной повязки, не умирают, когда убивают один из стволов. Ситуация: две девушки застрелили мужчинку из фракции зеленых, у которого был привязан вторым номером пистолет. Он, естественно, мигает повязкой, встает, обнаруживает их, достает пистолет и расстреливает. Они ему говорят, что, мол, мил-человек, как так, а он им — ну я ж не знал, что я мигаю. И к игроку есть вопросы, но не много, а к организаторам прямо много. А почему бы не запретить использовать комплекты, которые позволяют стрелять уже убитому игроку? Это же напрямую противоречит не только здравому смыслу, но и идее лазертага: мертвый на поле не может нанести урон живому. Неужели только потому, что мероприятие проводит производитель, который и придумал столь гениальное технологическое решение? 

Ну и по традиции, вторые маневры подряд мы имеем дело с транспортными средствами, которыми работают против нас. В прошлом году противники использовали машину, в этом — квадрик. Причем уже после того, как нас заверили, что квадриком зеленые пользоваться не будут, Артем Гусь из дома накрыл квадрик, полный живых игроков, катавшийся по плацу, на что вменяемых ответов от организаторов не последовало. Впрочем, их уже не особо ждали. 

В результате.

Мероприятие прошло, я наигрался. В первый день набегал 36 км., во второй — скромные 9.2, поскольку играл со снайперкой. Встретился со старыми знакомыми, пообщался с хорошими людьми. Это хорошо. Отсутствие заявленной системы начисления очков, то есть, по сути, готовой системы судейства, свело игру в ничью. Убедился, что уровень «попыток» компании «Laserwar» сделать хорошую игру растет, результат качественно не меняется. Это плохо. Чтож, отложим грабли на следующий год — пригодятся, вероятно.

16:35
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!