Стингрей, Джоанна

Джоанна Стингрей — значимая фигура в истории советского и русского рок-н-ролла, но скорее не как музыкант или продюсер, а как популяризатор рок-н-ролла советского разлива на Западе. В этом качестве о ней и рассказывает статья в вирутальном музее «Рок-н-ролла на 1/6 части суши».

Родилась Джоанна Стингрей (Joanna Stingray) в США, 3 июля 1960-того года. Настоящее имя — Joanna Fields. Семья Джоанны не была бедной, отец владел крупной компанией по торговле землей и недвижимостью, и его капитал исчислялся миллионами. Это по одной из версий, которая, в частности, опубликована в Википедии. По другой версии, которая также кочует на просторах мировой сети, отец Джоанны был музыкантом и играл на трубе. Сама Джоанна в интервью «Комсомольской правда» сообщала, что ее отец в 60-х годах снял коммунистический фильм, из которого следовало, что коммунизм — это «вечная зима, невкусная еда, враждебные люди». Мать Джоанны засветилась в конкурсах Мисс Нью-Йорк и Мисс Америка, была танцовщицей и по одной из версия даже снималась в фильме «В джазе только девушки». 

Джоанна получила психологическое образование в Калифорнийском университете, совмещая его с игрой в группе, в которой начала музицировать чуть ли не с 15 лет. То ли в связи с избыточной творческой семьей, то ли — с капиталами отца у творческой дочери были все условия для того, чтобы заниматься музыкой, ну или чем там она еще захочет. Джоанна этим с успехом воспользовалась, в результате чего в 1983 году выпустила собственный первый альбом. Назывался он «Beverly Hills Brat» и состоял всего навсего из 4 треков в стиле поп-панк-рок.

Все бы ничего, но в 1984 году Джоанна впервые посетила СССР в качестве туристки Ее сестра, которая училась в Лондоне, решила посетить СССР, а именно — Москву и Ленинград. Незадолго до этого от своих знакомых она узнала, что в Союзе есть рок-музыка, и даже получила контакт «самого» Бориса Гребенщикова, представленного в качестве главной и настоящей звезды советского рока. Во время посещения Ленинграда ей довелось быть очарованной русским роком Ленинградского разлива, в который она окунулась после встречи и знакомства с Гребенщиковым. Эта встреча и завязавшаяся после нее дружба привела к тому, что, начиная с 1984 года она регулярно приезжает в СССР, подолгу живет в Союзе и знакомится со всеми музыкантами ведущих рок-групп того времени. В круге ее знакомств оказываются Константин КинчевВиктор ЦойСергей КурехинСергей «Африка» Бугаев и другие известные рокеры Союза. В этот период времени Джоанна оказывает всяческую, в том числе и (по некоторым данным) материальную помощь советским музыкантам. В 1984 же году она вывозит в США записи советских рок-музыкантов, вывозит тайком, при том, что интерес к ее персоне проявляют к этому моменту и советские, и американские спецслужбы. Позднее, в 1986 году, на лейбле Big Time Records выходит альбом «Red Wave — 4 Underground Bands From The USSR», в который вошли песни групп «Аквариум»«Кино», а также группы «Странные игры», вместо которой изначально планировалось участие группы «Зоопарк». Сказать, что этот альбом вызвал на Западе какой-то значительные резонанс, наверное, нельзя, но Джоанне за него основательно досталось.

Дело в том, что на рассматриваемые годы пришлось увлечение Джоанны Стингрей гитаристом группы «Кино» Юрием Каспаряном. Они планировали пожениться в 1986 году, однако после выхода альбома Джоанне запретили въезд в СССР — последовательно отказывали в визе более полгода. Более того, ей пришлось выплатить ВААП (агентство по защите авторских прав в СССР) штраф в размере 500 долларов. После этого в 1987 году полулегально через территорию Финляндии она все же попадает в СССР, где 2 ноября 1987 года выходит за Юрия Каспаряна замуж. По одной из версий псевдоним «Стингрей» возник как раз в ходе многочисленных попыток пересечь границу СССР и прорваться на собственную свадьбу.

Вообще ходило и продолжает ходить много слухов о личной жизни Джоанны Стингрей в аспекте ее отношений с разными музыкантами того времени, однако в отношении Бориса Гребенщикова, в связи с которым ее подозревают наиболее часто, она сама высказывалась совершенно однозначно:! Да, я была от Бориса без ума. Но мы только целовались. Ведь у него была жена, я и никогда бы на такое не пошла".

В том же, 1987 году Джоанна Стингрей оказывается в фокусе советского телевидения. Вместе с Сергеем КурехинымИгорем Тихомировым и Юрием Каспаряном она выступает на передаче «Музыкальный ринг», где среди прочего исполняет песню «Back in the USSR» — перепевка «The Beatles», а в 1989 году Джоанна выпускает на фирме «Мелодия» свою пластинку «Stingray», в создании которой поучаствовали Сергей КурехинБорис Гребенщиков и Виктор Сологуб. А в 1990 году на той же «Мелодии» выходит ее альбом «Thinking Till Monday». На гитаре в этом альбоме также отметился Юрий Каспарян, а среди соавторов текстов можно увидеть все тех же ГребенщиковаЦояСологуба. Причем, что интересно, соавторство в некоторых случаях означает поэтический перевод песен отечественных рокеров на английский, и это, наверное, один из очень немногочисленных случаев такого рода «перепевок». Обратная ситуация случалась частенько, когда советские и русские рокеры создавали свои песни путем перевода англоязычных коллег, а вот чтобы с русского на английский — не часто, не часто...

В 1990 году погибает Виктор Цой, и эта смерть отразилась практически на всем творчестве Джоанны Стингрей. В своих воспоминаниях она часто упоминает его как человека, который поддерживал ее в трудные моменты, например, когда ей не давали визу для въезда в СССР на собственную свадьбу, и его уход, вероятно, потряс Джоанну сильнее, чем могло показаться современникам. В 1991 году у нее выходит альбом «Walking Through Windows», который был целиком посвящен памяти Виктора Цоя, а среди соавторов стихов и музыки можно заметить Виктора СологубаСергея КурехинаБориса ГребенщиковаЮрия КаспарянаВиктора Цоя.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!